• ОПИСАНИЕ

     

    Система тестирования «Профмастер» включает в себя батарею из  трех профориентационных тестов. Основное назначение системы - профориентация школьников (8-9 классы) и абитуриентов, выбирающих профессию и профиль обучения в учебных заведениях среднего специального и среднего  профессионального образования Республики Беларусь. Комплекс может применяться для детей среднего и старшего школьного возраста.

  • СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА "ПРОФМАСТЕР"

     

    Комплекс состоит из трех блоков, тестирование проводится по всей батарее в целом. Общее время тестирования по всем блокам составляет в среднем 30-40 минут. Сразу же по окончании тестирования программа выдает отчет о результатах.

     

    Структура:

     

    • Первый блок - диагностика условий работы. Позволяет определить основные требования и предпочтения ребенка в отношении условий будущей работы: готовность или неготовность выполнять однообразную, монотонную работу, готовность к физическим условиям труда и т.п. Определяет условия труда.

    • Второй блок - диагностики профиля способностей. Определяет структуру интеллекта, развитость гуманитарных, технических способностей, а также уровень концентрации внимания.

    • Третий блок - диагностика профессиональных склонностей. Определяет структуру склонностей ребенка, направления его интересов и личностных качеств: склонности к ручному труду, работе с природными объектами, с творческим материалом, общением, риском, информацией и т.п. Определяет предмет труда.

     

    Система «Профмастер» позволяет проводить необходимое профориентационное тестирование школьников и абитуриентов, выявляя потенциал и ведущую направленность человека в профессиональной сфере, ориентируя на конкретные профессии и специальности в системе среднего профессионального образования.

     

    Процедура тестирования

     

    Методика «Профмастер» реализована в компьютеризированном варианте и позволяет автоматически собирать, обрабатывать и хранить протоколы тестирования респондентов.

    Тестирование проводится на персональных компьютерах, без ограничения времени на процедуру (кроме интеллектуального блока). Вначале респондент вводит свои анкетные данные (ФИО, возраст, пол, класс), затем программа предъявляет предтестовую инструкцию. Таких инструкций в процессе тестирования предъявляется три: одна относится к первому блоку (30 вопросов на профессиональную готовность), вторая - ко второму (32 задания на оценку способностей респондента), третья - к третьему (следующие 80 вопросов на профессиональные склонности).

  • ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕСТИРОВАНИЯ

    Результаты теста представлены в следующих формах:

    • в виде графического (факторного) профиля, указывающего значения факторов;

    • в виде списка сходных профессий и специальностей;

    • в виде текстовых интерпретаций факторов.

     

    А. ФАКТОРНЫЙ (ГРАФИЧЕСКИЙ) ПРОФИЛЬ

    Баллы на профиле указаны в стенах - нормализованных стандартных баллах (от 1 до 10), что позволяет сравнивать результаты отдельного испытуемого со стандартными (нормативными) показателями представителей соответствующей возрастной группы. Средним значением на данной шкале является 5,5. Если показатель по какой-либо шкале лежит в зоне стандартного отклонения от среднего (между 3,5 и 7,5 на профиле), это означает, что выраженность данного психического свойства у человека ничем не отличается от нормы, от среднего. Такую особенность не стоит рассматривать, как важное качество, являющееся основанием для рекомендации или определяющее противопоказания к профессии. А вот сильная выраженность качества, также как и провал в его развитии, - это повод для обсуждения. На шкальном профиле области нормы и отклонений от нее визуально отграничены вертикальными линиями (см. рисунок). Также для наглядности полученный балл подписан непосредственно на каждой тестовой шкале.

    Факторный профиль представляет собой результаты ребенка по каждой шкале теста. Чем больший балл по шкале из любого блока получает человек, тем больше у него выражено то или иное качество, способность или интерес. Факторный профиль является индивидуальным психологическим и профессиональным портретом тестируемого, на основании которого можно строить прогноз будущей профессиональной успешности в той или иной профессии.

     

    Б. СХОДНЫЕ ПРОФИЛИ ПО ВСЕМ ШКАЛАМ

     

    Сходные профили позволяют определить те профессии, которые будут максимально подходить данному конкретному школьнику и абитуриенту. Они представляют собой список 15 наиболее близких респонденту позиций, которые расположены в порядке убывания коэффициента сходства. Данный список формируется, исходя из сравнения реального (тестового) профиля испытуемого и идеальных профилей различных профессий (специальностей СПО), заложенных в тест. Идеальные профили для этих профессий созданы экспертами на основе профессиограмм.

    Система «Профмастер» содержит 100 идеальных профилей наиболее распространенных профессий и специальностей в сфере среднего профессионального образования (технические, социальные, сфера обслуживания и т.п.). При этом система позволяет гибко встроить в список профили других профессии, специфичных для конкретных учебных заведений или регионов.

    Каждая профессия содержит краткое описание, которое раскрывает ее основные составляющие. Это помогает школьнику и абитуриенту максимально прицельно выбирать профессию, ориентируясь на содержание деятельности.

     

    В. СЛОВЕСНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

     

    Каждая шкала теста имеет пять диагностических зон, которым соответствуют пять уровней интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора. Средние значения (от 4.5 до 6.5 стенов) трактуются как условная норма выраженности фактора. В данную область, как правило, попадает около 40% от общего числа респондентов. Крайние значения (низкие и высокие) указывают на выраженность или сверхвыраженность черт, свойственных соответствующему полюсу. В область выраженности низких (от 2.5 до 4.4 стенов) и высоких (от 6.6 до 8.5 стенов) значений попадает примерно по 24% респондентов. В область сверхвыраженности низких (от 1 до 2.4 стенов) и высоких (от 8.6 до 10 стенов) значений попадает примерно по 6% респондентов.

    В зависимости от набранного балла на экран выводится та или иная интерпретация (для наглядности рядом с названием шкалы указывается степень ее выраженности, условно обозначенная сочетанием знаков «+» и «-» - см. рисунок).

    Текст интерпретации ориентирован на обратную связь для самого испытуемого и написан доступным для подростка языком.

     

    Интерпретация тестовых шкал

     

    БЛОК ГОТОВНОСТЬ

    УСИДЧИВОСТЬ

    Готовность выполнять однообразную, монотонную работу, если это необходимо. Респондента не пугает постоянство задач, отсутствие большого разнообразия и интересных дел в работе. Как правило, высокий балл по данной шкале набирают люди усидчивые, спокойные, стабильные.

    НЕПРИТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ

    Готовность выполнять неприятную для большинства людей работу, если это необходимо. Респондента не пугает перспектива убирать за другими мусор, работать в пыльном или невзрачном помещении, ощущать неприятные запахи. Как правило, высокий балл по данной шкале набирают люди небрезгливые и непритязательные в отношении условий труда.

    ФИЗИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ

    Готовность выполнять работу, которая связана с физическими нагрузками или возможностью часто находиться на открытом воздухе, если это необходимо. Респондента не пугает необходимость постоянно поддерживать свою физическую форму, работать в постоянном напряжении и движении, в различных климатических условиях. Как правило, высокий балл по данной шкале набирают люди спортивные, сильные, активные и выносливые.

     

    БЛОК СПОСОБНОСТИ

    ГУМАНИТАРНЫЕ СПОСОБНОСТИ (ГУМАНИТАРИЙ)

    Данная комплексная шкала отражает общий уровень словарного запаса респондента, его способности работать со словами (понимать значение слов и связи между словами), решать логические задачи и делать правильные выводы из прочитанного текста. Также эта шкала включает несколько вопросов на оценку эрудиции. Такие способности могут пригодиться в гуманитарных сферах, в сфере лингвистики, рекламы, социальной работе и медицине, педагогической деятельности, делопроизводстве и т.п.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ (ТЕХНАРЬ)

    Данная комплексная шкала отражает общий уровень вычислительных и конструкторских способностей, способность понимать техническую логику задачи, уровень развития пространственного мышления, умение работать с числовыми закономерностями. Такие способности могут пригодиться в технических сферах, в сфере техники и технологии, конструирования, программирования и т.п.

    ВНИМАНИЕ

    Данная шкала оценивает способность респондента сосредоточенно работать над разными задачами, в том числе монотонными и не вызывающими интереса. Эта способность связана и с обработкой информации, и с поиском и исправлением ошибок и неточностей. Такие способности могут пригодиться в сферах работы с информацией, в сфере экономики, бухгалтерии, архивного дела, документообороте и т.п.

    ОБЩИЙ БАЛЛ

    Данная шкала отражает общий уровень развития способностей респондента в диагностируемых направлениях (и гуманитарные, и технические способности, и внимание). Балл по шкале рассчитывается как среднее арифметическое между тремя шкалами способностей. Это условно потенциал респондента для освоения профессий, заложенных в тесте. Чем выше показатель, тем шире диапазон профессий, которые будут получаться у данного респондента.

     

    БЛОК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ

    РУЧНОЙ ТРУД

    Данная шкала оценивает интерес респондента к ручному труду (стремление что-то делать своими руками, использовать подручные инструменты). При высоком балле по шкале стоит ориентироваться на профессии, связанные с обработкой материалов и заготовок, ремесленный труд, - например: швея, повар, слесарь, краснодеревщик и т.д.

    ПРИРОДА

    Данная шкала оценивает интерес респондента к природным объектам (растениям, животным, ландшафтам и т.д.). При высоком балле по шкале стоит ориентироваться на профессии, связанные с заботой об окружающем мире, изучением и лечением живых существ, работой в «полевых условиях», например: зоолог, флорист, эколог, врач, геолог, фермер и т.п.

    ТЕХНИКА

    Данная шкала оценивает интерес респондента к техническим устройствам (транспортные средства, машины, компьютеры, различные приборы). При высоком балле по шкале стоит ориентироваться на профессии, связанные с ремонтом, эксплуатацией или созданием новых технических устройств, - например: токарь, электромонтажник, водитель, техник, системный администратор и т.п.

    ОБЩЕНИЕ

    Данная шкала оценивает интерес респондента к работе с людьми. При высоком балле по шкале стоит ориентироваться на профессии, связанные с активным общением, сбором и передачей информации, консультированием и обучением, публичными выступлениями, - например: журналист, специалист по связям с общественностью, педагог, менеджер по работе с клиентами, переводчик и т.п.

    ТВОРЧЕСТВО

    Данная шкала оценивает интерес респондента к сфере искусства и красоты. При высоком балле по шкале стоит ориентироваться на профессии, связанные с созданием красивых и необычных предметов, оформлением помещений, упаковкой товаров, дающие возможность выразить свой внутренний мир, воплотить его в конкретном продукте и поделиться им с окружающими, - например: дизайнер одежды или интерьера, парикмахер, стилист, художник, актер, ремесленник и т.п.

    РИСК

    Данная шкала оценивает интерес респондента к профессиям, связанным с риском и работой в ситуациях неопределенности. При высоком балле по шкале стоит ориентироваться на профессии, связанные с необходимостью принимать решения в сжатые сроки, не владея полной информацией, с активным образом жизни, присутствием неопределенности и неожиданности, - например: спортсмен, спасатель, предприниматель, испытатель и т.п.

    ИНФОРМАЦИЯ

    Данная шкала оценивает интерес респондента к работе с информацией. При высоком балле по шкале стоит ориентироваться на профессии, связанные с ведением и хранением документации, структурированием данных, контролем за показаниями приборов, составлением чертежей и схем, - например: бухгалтер, редактор, делопроизводитель, товаровед, оператор ПК, картограф и т.п.

    ОБСЛУЖИВАНИЕ

    Данная шкала оценивает интерес респондента к работе, связанной с оказанием различных услуг клиентам (туризм, ресторанный и гостиничный бизнес, социальная работа и т.д.). При высоком балле по шкале стоит ориентироваться на профессии, связанные с заботой о других людях, возможностью сделать жизнь других людей приятнее и интереснее, помочь другим и облегчить их жизнь, - например: официант, курьер, социальный работник, бармен, менеджер по туризму и т.п.

     

    Г. ТЕСТИРОВАНИЕ И РАБОТА С ДАННЫМИ

     

    Система тестирования «Профмастер» функционирует под программной оболочкой Maintest, которая позволяет проводить тестирование в онлайн и оффлайн режиме, работать с большим массивом протоколов, формировать группы испытуемых, экспортировать результаты в Excel и другие программы работы с данными для построения рейтингов, диаграмм, подсчета статистики и формирования отчетов. Данные операции предназначены для выделения из большого массива испытуемых группы лучших по заданным критериям для подбора и формирования групп для обучения и дальнейшего развития, рекомендаций и аналитики и т.п.

     

    Д. МОДИФИКАЦИЯ

     

    По запросу система «Профмастер» может быть модифицирована под потребности работы организации. Модификация в первую очередь предполагает расширение базы профессий и идеальных профилей под те, которые в первую очередь требуются Заказчику.

  • ПРИМЕР ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

    Результаты прохождения теста Профориентатор 4.2

    Испытуемый: Иванов Иван Иванович Возраст: 16 Пол: мужской

    Дата: 09.09.2010 Время: 19:39:28 Код группы: пример Примечание: пример

     

    ШКАЛЬНЫЙ (ФАКТОРНЫЙ) ПРОФИЛЬ

    СХОДНЫЕ ПРОФИЛИ ПО ВСЕМ ШКАЛАМ

    Название профиля Описание профиля Коэфф. сходства
    Организатор социально-культурной деятельности Разработка и реализация социально-культурных программ, организация и постановка культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ 0,73
    Специалист по рекламе Организация и проведение работ по разработке и производству рекламного продукта c учетом требований заказчика, художественно-творческая деятельность 0,71
    Менеджер по продажам (коммерция) Организация и проведение коммерческой деятельности в производственных, торговых и сервисных организациях 0,7
    Архитектор Проектирование объектов архитектурной среды; осуществление мероприятий по реализации принятых решений; планирование и организация процесса архитектурного проектирования 0,68
    Помощник руководителя (менеджер) Участие в управлении структурным подразделением организации, персоналом этого подразделения, в формировании информационного и документационного обеспечения, в контроле и оценке управления подразделением организации 0,66
    Дизайнер, мультипликатор Организация и проведение работ по проектированию художественно-технической, предметно-пространственной, производственной и социально-культурной среды, максимально приспособленной к нуждам различных категорий потребителей; проектирование и создание анимационного проекта 0,63
    Товаровед-эксперт Формирование ассортимента, оценка товара, обеспечение товародвижения, изучение конъюнктуры рынка, формирование спроса на товары 0,62
    Актер (оперы, театра) Выступление перед зрителями и исполнение ролей в различных театральных и оперных постановках 0,62
    Специалист издательского дела, редактор, корректор Подготовка, выпуск и распространение издательской продукции (книги, журналы, газеты и др.) в печатной и электронной форме 0,62
    Педагог (художественная деятельность) Обучение детей в учреждениях дошкольного и общего образования по направлениям: музыка, рисование и черчение 0,61
    Менеджер в гостинице Организация обслуживания в гостиницах, туристских комплексах и других средствах размещения: бронирование, прием и размещение, обслуживание в процессе проживания, продажа гостиничного продукта, управление персоналом 0,6
    Артист (балета, танца, эстрады) Выступление перед зрителями и исполнение ролей в различных эстрадных жанрах 0,6

    ТЕКСТОВЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

     

    В следующих трех шкалах показана степень Вашей готовности к определенным (для многих нежелательным) условиям работы. Это не означает, что подобная работа - самое лучшее для Вас, но при необходимости Вы, возможно, готовы выдержать то, что другим не по плечу.

     

    +/- УСИДЧИВОСТЬ

    Вы показали среднюю готовность к выполнению однообразной, монотонной работы. Если очень необходимо, Вы можете некоторое время этим заниматься, но делать подобный труд своей основной работой не рекомендуется.

     

    -- НЕПРИТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ

    Вы категорически не готовы работать в неприятных для большинства людей условиях. Вы бы ни за что не согласились убирать за другими мусор, работать в пыльном или невзрачном помещении, ощущать неприятные запахи. Рекомендуем Вам при выборе работы ориентироваться на такую, в которой Вы будете находиться в чистом помещении, в опрятной одежде, вдали от неприятных людей и мрачной обстановки.

     

    +/- ФИЗИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ

    Вы показали среднюю готовность к работе, связанной с физическими нагрузками, возможностью часто находиться на открытом воздухе. Если очень необходимо, Вы можете некоторое время этим заниматься (например, поработать курьером на каникулах или заняться благоустройством парка при хорошей погоде), но делать подобный труд своей основной работой не рекомендуется.

     

    В остальных шкалах показана степень Вашей склонности (интереса, подкрепленного соответствующими качествами) к различным областям труда. Скорее всего, именно те сферы работы, по которым Вы показали наибольший балл, принесут Вам максимальное удовлетворение и успех.

     

    -- РУЧНОЙ ТРУД

    Вы показали крайне низкий интерес к ручному труду (стремление что-то сделать своими руками, использовать подручные инструменты). Профессии, связанные с обработкой материалов и заготовок, ремесленный труд (швея, повар, слесарь, краснодеревщик и т.п.) Вам явно не рекомендуются.

     

    - ПРИРОДА

    Вы показали низкий интерес к природным объектам (растениям, животным, ландшафтам и т.д.). Профессии, связанные с заботой об окружающем мире, изучением и лечением живых существ, работой в «полевых условиях» (зоолог, флорист, эколог, врач, геолог, фермер и т.п.) Вам не рекомендуются.

     

    - ТЕХНИКА

    Вы показали низкий интерес к техническим устройствам (транспортные средства, машины, компьютеры, различные приборы). Профессии, связанные с ремонтом, эксплуатацией или созданием новых технических устройств (токарь, электромонтажник, водитель, системный администратор и т.п.) Вам не рекомендуются.

     

    ++ ОБЩЕНИЕ

    Вы показали ярко выраженный интерес к работе с людьми. Вам стоит ориентироваться на профессии, связанные с активным общением, сбором и передачей информации, консультированием и обучением, публичными выступлениями, - например: журналист, специалист по связям с общественностью, педагог, менеджер по работе с клиентами, переводчик и т.п.

     

    + ТВОРЧЕСТВО

    Вы показали выраженный интерес к сфере искусства и красоты. Вам вполне могут подойти профессии, связанные с созданием красивых и необычных предметов, оформлением помещений, упаковкой товаров, дающие возможность выразить Ваш внутренний мир, воплотить его в конкретном продукте и поделиться им с окружающими, - например: дизайнер одежды или интерьера, парикмахер, стилист, художник, актер, ремесленник и т.п.

     

    + РИСК

    Вы показали выраженный интерес к профессиям, связанным с риском и работой в ситуациях неопределенности. Вам вполне могут подойти профессии, связанные с необходимостью принимать решения в сжатые сроки и не владея полной информацией, с активным образом жизни, присутствием неопределенности и неожиданности, - например: спортсмен, спасатель, предприниматель, испытатель и т.п.

     

    +/- ИНФОРМАЦИЯ

    Вы показали умеренный интерес к работе с информацией. Судя по всему, Вы спокойно (без горячего желания или избегания) относитесь к профессиям, связанным с ведением и хранением документации, структурированием данных, контролем за показаниями приборов, составлением чертежей и схем.

     

    - ОБСЛУЖИВАНИЕ

    Вы показали низкий интерес к работе, связанной с оказанием различных услуг клиентам (туризм, ресторанный и гостиничный бизнес, социальная работа и т.д.). Профессии, связанные с заботой о других людях, возможностью сделать жизнь других людей приятнее и интереснее, помочь другим и облегчить их жизнь (официант, курьер, социальный работник, бармен, менеджер по туризму и т.п.) Вам не рекомендуются.

  • УСТАНОВКА ДЕМО-ВЕРСИИ

     

    Сохраните архивный файл на жестком диске вашего компьютера, распакуйте его и запустите файл autorun.exe

     

    СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

     

    • Русскоязычная операционная система семейства MS Windows 95/98, ME, NT, 2000, XP, 2003, Vista, 7, 8

    • Процессор Intel Pentium, Celeron c частотой 600 MHz и выше

    • 256 Мб свободной оперативной памяти

    • Минимальное разрешение экрана монитора - 800*600 пикселей (рекомендуется 1024х768)

    • CD-ROM (для установки программы с диска)

    • Корректно установленный пакет Microsoft Office

     

    ДИСКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

     

    Система Maintest без тестовых методик занимает около 30 Mb. Методики занимают от 0.5 до 5 Mb в зависимости от наличия в них рисунков. В процессе работы требуется место для баз данных и протоколов испытуемых.

    Для работы с базами данных необходимо наличие BDE (поставляется в комплекте с системой Maintest и устанавливается автоматически при запуске системы).